TV: Мстители: Эра Альтрона

27 апр. 2015 г.


Эра Альтрона вызывала у меня очень странные впечатления. Я не могу сказать, что получился вырвиглазно плохой фильм - это все-таки несправедливо. В нем не больше сюжетных дыр, чем в любом другом фильме марвеловской киновселенной. Но все же, из кинотеатра я вышла с ощущением, что, в отличие от даже откровенно слабого Темного мира, Эру Альтрона я пересматривать не буду.

осторожно, спойлеры!
Моя основная претензия к фильму и к Джоссу Уидону - в том, что он отделен от киновселенной. Эру Альтрона, как ни парадоксально, действительно можно смотреть в отрыве от всех остальных.

Я сейчас хочу взять паузу и обратить внимание вот на что: MCU - не единственный на всем белом свете киносериал. Посмотрите на Гарри Поттера. Восемь фильмов. Схожий, между прочим, бюджет ($250 миллионов на Принца-полукровку и столько же на разделенные на две части Дары смерти и, соответственно $220 и $279 на первых и вторых Мстителей соответственно). Вовлечённости от зрителей требует - я бы сказала, что даже больше. И все же схожие сборы - у Гарри Поттера, конечно, меньше, чем у ЖЧ3 и первых Мстителей, но больше, чем у остальных фильмов франшизы.

Эра Альтрона для меня получилась вырванной из контекста общей истории. Если закрыть глаза на отсутствие ЩИТа (вернее, на пафосную музыку при появлении хеликэрриера, потому что этого отсутствия не чувствуется) и реактора в груди Тони, по хронологии фильм можно воткнуть и перед ЖЧ3, и перед КА2, и перед Темным миром - да хоть сразу после Мстителей, разницы видно не будет. Это не праздное недовольство. 

В конце последнего Железного человека Тони Старк уничтожил свои костюмы. Зачем он это сделал? Его костюмы никто не захватывал, не обращал во вред людям и Пеппер. Во всей ситуации с AIM, в тем, что Пеппер оказалась в опасности, виноват был отчасти Тони-прежний, Тони-который-уже-изменился, а еще больше - просто тот факт, что Тони гений. Но он все же уничтожил костюмы - потому что это было личное решение, имеющее отношение к его личной жизни, к его желанию построить семью или ее подобие. После этого я ожидала, что он займется "чистой" энергией, станет во главе Мстителей - не тактически, но формально - будет сидеть в башне, организовывать работу своего Железного легиона, и в процессе (нечаянно?) создаст Альтрона. Я не ожидала, что на момент, который подавался как последний концерт Аллы Пугачевой просто закроют глаза.

То же самое происходит и со всеми другими персонажами. Наташа Романова в конце Зимнего солдата сообщила Стиву, что вслед за Фьюри уйдет в подполье, потому как слитые базы ЩИТа содержат слишком много информации о ней и ее деяниях. Стив тот же - собирался искать Баки, но вместо этого перепоручил это Сэму. Тор, прочитав папе прочувственную речь, что отказывается от своих обязанностей из-за женщины, радостно бросил ее заниматься своими делами и тусит с друзьями. Самое главное, что все это моменты объяснимые - да, найти скипетр Локи гораздо важнее, чем сидеть под дверью лаборатории, где Джейн занимается научными исследованиями. Да, я в принципе верю, что поиски друга Стив временно принесет в жертву уничтожению Гидры. Да, наверное Наташа посидела пару месяцев в подполье и стала снова работать с Мстителями..? 

Что до остальных персонажей, тут я вообще не знаю, что сказать. Ванда и Пьетро поразили меня в самое сердце, и не в хорошем смысле. Их история могла бы стать просто великолепной параллелью истории самого Тони - как схожие в корне события привели их на разные стороны баррикад, как Тони стал стражем мира и порядка, а близнецы сознательно сдались Гидре на опыты, чтобы убить его, человека, которого, несмотря ни на что, считают чудовищем. "Нельзя отдавать контейнер Тони! Вы не знаете, на что он способен!" - со слезами на глазах втирала Стиву Ванда. То есть, женщина, своими руками отправившая Халка крушить и убивать просто потому что, говорит это о человеке, который на глазах у всего мира занес ракету с ядерной боеголовкой в портал, откуда сыпались инопланетяне. Серьезно? И я, на минуточку, не говорю о том, что персонажи должны быть логичными, справедливыми и правильными. Наоборот! В этом и кроется смысл хороших персонажей - они совершают ошибки, порой грандиозные, они ведут себя отвратительно, они обладают совершенно противоположным моему, зрителя, моральным компасом. Но они должны быть внутренне непротиворечивыми. И я смотрю на ту же Ванду - а она разваливается от тянущих ее в разные стороны мотиваций.

Альтрона, каким он получился, я понимаю еще меньше. Такое чувство, что он состоит исключительно из библейских цитат и песенки Пиноккио, и у меня начинается мигрень при попытках как-то объяснить его мотивацию. Киношный Альтрон, в отличие от Альтрона комиксового ни минуты не провел как "создание" Тони Старка - черт, да Тони его даже не создавал фактически, тот создал себя сам - и даже его ненависть к "папочке" кажется возникшей из ниоткуда, просто потому, что сценарист так написал!

Я выше написала, что не считаю Эру Альтрона ужасным-преужасным фильмом - и это так. Все эти мелочи заметят только самые ярые фанаты, хорошенько натренированные в поиске глубинного смысла и скрытых толкований. Что там говорить - еще не было премьеры в США, а фильм уже почти покрыл свой бюджет.

Есть моменты, которые мне очень понравились, которые показывают, что Уидон старался впихнуть маленькие детали для подавляющего меньшинства тех, кто обратит на них внимание - например, красное покрывало, под которым Альтрон прятал лицо при первой встрече с близнецами, или то, что он отрезал Кло руку. Для меня тем более странно, что за счет растягивания хронометража на жутко неуклюжий недо-роман Наташи и Брюса, на семью Клинта, зачем-то вытащенную из Ultimate вселенной потерялась возможность превратить этот фильм во что-то большее, чем просто кальку с первых Мстителей
 
template design by Studio Mommy (© copyright 2015)