Женщины в комиксах

4 февр. 2016 г.

Основная проблема женских персонажей - да и любых персонажей, выбивающихся из образа белого гетеронормативного мужчины - в том, что мало кто рассматривает их появление в медийном пространстве как процесс органический, происходящий сам по себе.

Искусство имитирует жизнь, ведь так?

Золотая Эра Комиксов, как это ни парадоксально на первый взгляд, была в некоторых отношениях намного более богатой на женских персонажей всех мастей, чем последовавшая за ней Серебряная. Для аудитории, чуть больше половины которой составляли девочки, сами законы рынка требовали создавать комиксы с женскими персонажами.

Шина, королева джунглей Уилла Айзнера и Джерри Игера в 1937 стала первым женским персонажем с именной серией, породив целый жанр "королев джунглей".


Издававший Шину в Соединенных Штатах Fiction House был и первым, кто стал печатать комиксы о супергероине - с 1940 на страницах Jungle Comics стала хозяйничать Фантома, загадочная женщина, с помощью многочисленных суперспособностей защищавшая джунгли от постороннего вмешательства.


Fiction House вообще не стеснялись печатать истории о сильных, красивых, компетентных героинях. "Они были санитарками на войне, летчицами, детективами, шпионками и королевами джунглей в шкурах животных. Целясь из пистолетов, сверкая кинжалами, обнажив мечи они прыгали по страницам, готовые к битве с любым злодеем. И они не нуждались в спасении." (Трина Робертс, From Girls to Grrrlz: A History of Women's Comics from Teens to Zines)

 

И это издательство не было тайным оплотом сжигательниц лифчиков, не было исключительным в обилии женских персонажей. Невидимая Скарлет О'Нил с 1940 по 1956 боролась со шпионами, саботерами, ворами и убийцами, а заодно спасала котят и детей - сначала просто в комик-стрипах на страницах газет, потом в собственной издании и даже в приключенческом романе. Мисс Фьюри (1941-1952) делала все то же самое, но с меньшей жалостью.

 

Чудо-Женщина в этом ряду занимает особое место не только потому, что она пережила дамоклов меч цензуры. По этому персонажу, как по камертону, можно отслеживать общие тенденции. Она была создана человеком, который хотел изменить образ женщины в комиксах. Как Крис Клэрмонт тридцать пять лет спустя, Мартсон писал: "Даже девочки не хотят быть девочками, пока наш женский архетип лишен силы, воли и власти. Не желая быть девочками, они не желают быть нежными, подчиняющимися, любящими мир. Сильные стороны женщины стали ненавистными из-за их слабостей."


Роль женщины в обществе стала меняться с окончанием Второй Мировой. Если еще вчера армия работниц держала на уровне всю индустрию огромной страны, то сегодня их начали планомерно увольнять, потому что, извините, kinder-kuche-kirche ваш удел. В комиксах социальные изменения совпали с потерей интереса читателей к супергероям, и понемногу пустеющую нишу начали заполнять милые истории вроде Millie the Model, Tessie the Typist  и Nessie the Nurse. Вторили им романтические приключения Бетти и Вероники и Пэтси и Хэди.

Но параллельно, когда начали набирать обороты вестерны и кровавые детективы, следуя читательскому интересу, они рассказывали и женские истории.


Кодекс комиксов 1954 года положил органическому развитию конец в первую очередь потому, что выдавил с рынка огромное число издателей и серий. В условиях цензуры и кризиса на плаву оставались только издания абсолютно безопасные - все те же Millie the Model и Patsy у Марвел и бестселлер ДиСи Young Romance. Сам за себя говорит редакторский меморандум ДиСи: "Включение женщин в истории строго не рекомендуется. Если женщины необходимы для структуры повествования, они должны быть вторичны и изображены реалистично, без преувеличенных женских черт."

Подавляющее большинство женщин в комиксах конца 50-х и начала 60-х - это второстепенные персонажи. Лоис Лейн, коллега Кларка Кента, Джин Лоринг, адвокат и подружка Рея Палмера, Кэрол Феррис, начальница Хэла Джордана, Гвен Стейси, одноклассница Питера Паркера... С 1956 на страницах комикса о Бэтмене периодически начала мелькать Бэтвумен, в 1959 к Супермену присоединилась его кузина Кара. Первой супергероиней, которую в 1961 году представил Марвел, была Сьюзан Шторм, Невидимая Девушка.


Большей частью бестолковые и нуждающиеся в спасении, они сильно отличались от героинь 40-х, даже если те и вдохновляли их. В посвященном Изнасилованию Мисс Марвел эссе от 1980 года Кэрол Стриклэнд писала: "От распускающей нюни Лоис Лейн на страницах Action Comics #1 и вплоть до так называемых "освобожденных" героинь (их можно узнать по низким вырезам и прозрачным костюмам и диалогам. выдранным прямо из устаревшей Тайны женственности), переполненная мужчинами индустрия наизнанку выворачивалась, чтобы поддержать образ мачо и слабый (или злобный) женский образ, сохраняя небольшой процент женщин в своих читателях. [...] Чудо-Женщина - проповедующая мужененавистница, в чьей памяти дырок больше, чем у ее любовника жизней. [...] Черная Канарейка - всего лишь тень своего мужчины, ультра-мачо Зеленой Стрелы. Невидимая "Девушка" ноет и жалуется из ближайшего угла, пока ее товарищи разбираются с проблемами. Оса мечтает о новом костюме и новых мужиках, на которых можно вешаться. Супергёрл плачет об отмененном свидании."

Стриклэнд может быть излишне строгой (а может и не быть), но в корне она права - Бронзовая Эра хоть и начала наконец заселять комиксы героинями, к развитию их характеров относилась спустя рукава. С одной стороны были Наташа Романова и Кэрол Фэррис - советская шпионка, решившая сменить страну приписки, и американская летчица, призванная на службу космическими силами зла. С другой такие комиксы как Shanna the She-Devil и The Claws of the Cat. Их Марвел с помпой представил в 1972 году как "ответ" на популярность женского движения - только чтобы бросить их после нескольких выпусков.

 

Изменения происходили. Перезапуск Людей Икс (1975) серьезно выровнял баланс между персонажами, как в плане способностей, так и в плане свободы действия, комикс о Мисс Марвел (1977) громко кричал с обложки о том, что расскажет о "Женщине, которая дает сдачи!", Сьюзан Ричардс превратила свою пассивную и довольно бестолковую способность становиться невидимой в боевую и сменила прозвище с Девушки на Женщину. Барбара Гордон стала звездной Batman Family, а Кара Земли-2 заявила, что не хочет вечно быть "кузиной Супермена" и сменила имя с Супергёрл на Пауэр Гёрл.

Казалось бы, на этом история заканчивается. Женские персонажи начали занимать свое место в рядах супергероев. Они защищали Землю от вторжения инопланетян и боролись с космическим злом, шпионили и расследовали преступления, строили карьеру и отношения - в общем, занимались теми же самыми вещами, что и мужские. Всем спасибо, все свободны. Но снижение планки строгости цензуры как ничто другое показало, как авторы-мужчины, по-прежнему составляющие абсолютное большинство в индустрии, относились к своим героиням. Их лишали способностей, насиловали, калечили и убивали - как правило достаточно небрежно, только чтобы добавить щепотку драмы в жизнь героев. Памятный момент из Зеленого Фонаря, когда Кайл Реннер обнаружил свою подругу убитой и засунутой в холодильник, стал, наконец, поводом к тому, чтобы о теме заговорили. Эссе Гейл Симон Женщины в холодильнике (1999) повергло индустрию в шок, обнажив ее гниловатое нутро. "Да, мужские персонажи умирают, как и женские - но есть же классический пример с Флешем и Супергёрл. Два любимых читателями персонажа, убитых во время Кризиса. Но Флеш остался в ткани повествования, его помнили, а его героическую жертву превозносили, хотя Уолли Вест и перенял его титул; Супергёрл была забыта, а через несколько месяцев ее полностью стерли из реальности - ни памятников, ни флэшбеков, ни наследия." (Роб Харрис)
\

Я бы хотела завершить рассказ тем, что нулевые принесли с собой изменения - характеры женских персонажей достигли тех же глубин, что позволены мужским, объективация стала уходить на задний план, а сексуальное насилие перестало встречаться... ну хотя бы так часто. Отчасти так и есть, сегодня можно увидеть такие подвижки, которые лет десять назад невозможно было и представить.

Процесс, должный быть - повторюсь в который раз - органическим, таковым не является. Комиксы - да, даже супергеройские, даже фантастические, даже фентезийные, любые - должны отображать реальность, пусть и в искаженном сообразно жанру виде. Но получается, что огромная часть изменений по-прежнему отторгается частью читателей. Комиксы вроде Unbeatable Squirrel Girl поносят из каждого утюга, Мисс Марвел называют "ходячим Тумблером" и "сжв хэштегом", но знаете что? Это не мешает им оставаться на вершинах чартов цифровых продаж. Цифры говорят сами за себя. И если те, кто считает комиксы своим доменом, не стесняются верещать о вторжении на их территорию... вы знаете, что делать ;)



 
template design by Studio Mommy (© copyright 2015)